Ликбез по ЭЦП.

Наша жизнь сплошь пропитана юридическими действиями и фактами. В огромном числе случаев действие выражается в издании какого-то документа. Как известно действие всегда носит волевой характер – то есть лицо понимает, что оно делает, для чего оно это делает, какие последствия будут у действия, а также соответственно желает совершить действие по своей воле. Факты порой необходимо фиксировать.
Общепринято в любой правовой отрасли, что воля лица выражается в документе путем проставления собственноручной подписи. Например, стороны заключают договор, а договор, как известно, — согласованная воля двух и более сторон. В договоре обязательно проставляется подпись каждой из сторон. Или, например, привлекаемое к административной ответственности желает ознакомиться с протоколом, о факте чего проставляет свою подпись в конце протокола.
Основное функциональное назначение личной подписи таким образом состоит в удостоверении факта состоявшегося волеизъявления подписанта. В качестве вспомогательного и неразрывно связанного с основным назначения личной подписи может быть названа идентификационная функция, следующая из уникальности почерка, как присущих каждому человеку особенностей письма, и позволяющая отождествить конкретную подпись с проставившим ее лицом.
В общем можно определить термин «личная подпись» в качестве уникальной совокупности символов, как правило, написанных от руки, с применением определенных оформительских приемов, предназначенных для подтверждения факта юридически значимого волеизъявления подписанта.
Однако жизнь стремительно меняется, технологии развиваются, все становится быстрее – это привносит свои требования. Бумажные документы активно замещаются электронными документами, так как электронные средства связи помогают совершать действия быстрее, чем физический обмен бумагами. Но требования выражать волю и фиксировать факт этого, а также возможности идентификации выразившего волю лица никуда не делись.
Спрос рождает предложение. Так появилась юридически признаваемая электронная цифровая подпись.
Электронная подпись — это цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которого можно подписывать электронные документы. Такая подпись гарантирует, что документ исходит от конкретного лица, а для ряда электронных подписей — также то, что в него не вносились изменения с того момента, как он был подписан.
С технической точки зрения электронная подпись представляет собой определенную информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемой информации. На документе электронная подпись может выглядеть как набор символов, штамп с подписью и печатью или же вовсе быть невидимой.
То есть ЭЦП выполняет те же функции, что и «живая» личная подпись.
Выделяют простые и усиленные электронные подписи.
Простая электронная подпись — наименее защищенный вид подписи. Для подтверждения того, что такая подпись сформирована конкретным лицом, используются коды, пароли или аналогичные средства. Например, это могут быть логин и пароль для входа на сайт или код, направленный в СМС-сообщении.
Простая подпись приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом, нормативным актом Банка России или соглашением лиц, которые собираются обмениваться электронными документами, в том числе правилами платежных систем.
Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Их получают в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. То есть эти подписи работают по принципу шифрования информации.
Неквалифицированная подпись надежнее простой, однако, как и простая, она приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом или соглашением. Ее вправе выдавать любой удостоверяющий центр.
Квалифицированная подпись — самый надежный вид подписи. Она автоматически приравнивается к собственноручной. Такая подпись обязательно должна иметь квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.
С помощью электронных подписей можно значительно упростить и ускорить документооборот. Усиленная электронная подпись используется, в частности:
•           для сдачи отчетности в электронном виде (например, в налоговую, пенсионный фонд);
•           подачи документов в суд;
•           участия в электронных торгах;
•           получения госуслуг;
•           организации документооборота внутри организации, а также с ее контрагентами (например, для подписания договоров с ними).
Как видно, особый интерес для организации представляет возможность получения именно квалифицированной электронной подписи, так как это позволит фактически подписывать любые электронные документы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получить консультацию

Отправьте Ваши данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время