Ликбез по ЭЦП.

Наша жизнь сплошь пропитана юридическими действиями и фактами. В огромном числе случаев действие выражается в издании какого-то документа. Как известно действие всегда носит волевой характер – то есть лицо понимает, что оно делает, для чего оно это делает, какие последствия будут у действия, а также соответственно желает совершить действие по своей воле. Факты порой необходимо фиксировать.
Общепринято в любой правовой отрасли, что воля лица выражается в документе путем проставления собственноручной подписи. Например, стороны заключают договор, а договор, как известно, — согласованная воля двух и более сторон. В договоре обязательно проставляется подпись каждой из сторон. Или, например, привлекаемое к административной ответственности желает ознакомиться с протоколом, о факте чего проставляет свою подпись в конце протокола.
Основное функциональное назначение личной подписи таким образом состоит в удостоверении факта состоявшегося волеизъявления подписанта. В качестве вспомогательного и неразрывно связанного с основным назначения личной подписи может быть названа идентификационная функция, следующая из уникальности почерка, как присущих каждому человеку особенностей письма, и позволяющая отождествить конкретную подпись с проставившим ее лицом.
В общем можно определить термин «личная подпись» в качестве уникальной совокупности символов, как правило, написанных от руки, с применением определенных оформительских приемов, предназначенных для подтверждения факта юридически значимого волеизъявления подписанта.
Однако жизнь стремительно меняется, технологии развиваются, все становится быстрее – это привносит свои требования. Бумажные документы активно замещаются электронными документами, так как электронные средства связи помогают совершать действия быстрее, чем физический обмен бумагами. Но требования выражать волю и фиксировать факт этого, а также возможности идентификации выразившего волю лица никуда не делись.
Спрос рождает предложение. Так появилась юридически признаваемая электронная цифровая подпись.
Электронная подпись — это цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которого можно подписывать электронные документы. Такая подпись гарантирует, что документ исходит от конкретного лица, а для ряда электронных подписей — также то, что в него не вносились изменения с того момента, как он был подписан.
С технической точки зрения электронная подпись представляет собой определенную информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемой информации. На документе электронная подпись может выглядеть как набор символов, штамп с подписью и печатью или же вовсе быть невидимой.
То есть ЭЦП выполняет те же функции, что и «живая» личная подпись.
Выделяют простые и усиленные электронные подписи.
Простая электронная подпись — наименее защищенный вид подписи. Для подтверждения того, что такая подпись сформирована конкретным лицом, используются коды, пароли или аналогичные средства. Например, это могут быть логин и пароль для входа на сайт или код, направленный в СМС-сообщении.
Простая подпись приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом, нормативным актом Банка России или соглашением лиц, которые собираются обмениваться электронными документами, в том числе правилами платежных систем.
Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Их получают в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. То есть эти подписи работают по принципу шифрования информации.
Неквалифицированная подпись надежнее простой, однако, как и простая, она приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом или соглашением. Ее вправе выдавать любой удостоверяющий центр.
Квалифицированная подпись — самый надежный вид подписи. Она автоматически приравнивается к собственноручной. Такая подпись обязательно должна иметь квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.
С помощью электронных подписей можно значительно упростить и ускорить документооборот. Усиленная электронная подпись используется, в частности:
•           для сдачи отчетности в электронном виде (например, в налоговую, пенсионный фонд);
•           подачи документов в суд;
•           участия в электронных торгах;
•           получения госуслуг;
•           организации документооборота внутри организации, а также с ее контрагентами (например, для подписания договоров с ними).
Как видно, особый интерес для организации представляет возможность получения именно квалифицированной электронной подписи, так как это позволит фактически подписывать любые электронные документы.

Получить консультацию

Отправьте Ваши данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время