За что отвечает водоканал

Границы ответственности инженерных сетей МКД. Где начинается общие и оканчивается

За что отвечает водоканал

Вопрос границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на сетях водо-газо-тепло-электро-телефоно-водоотведения. Периодически начинает “расчесываться до крови” у всех причастных лиц, иногда циклически (начало отопительного), иногда без видимой причины.

Что трубо-электро-водопроводы находящиеся внутри здания естественно относятся к общему имущества МКД, никто уже довольно продолжительный отрезок времени не оспаривает. Но в каком месте, они “перетекают” в имущество РСО вопрос?. И вопрос не простой, а очень даже денежный.

п.5 ПП 491:В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений .. .., коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков.. .. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей .. .. В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно .. ..а, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. п.6 ПП 491 В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. п.7 ПП 491 В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты…

И каждый год, вопрос этот выпрыгивает как чёртик из табакерки. И каждый раз спорные моменты “замыливают” или предпочитая не ссорится с монополистом (РСО) ” платят малое, чтобы не потерять большое”.

В настоящий момент “горы” судебных практик, писем Минстроя и наконец постановления правительства говорят о том, что:

п.8 ПП 491Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей .. …

является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса .. ..

является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. п.

9 ПП 491 Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединенияпервого запорного устройствас внешней газораспределительной сетью

Как видите газ стоит особнячком (до запорного устройства). И стоит отдельно упомянуть, что верховным судом однозначно указано: до наиболее близко расположенного запорного устройства(крана), а не в 10км, где проходит основная газораспределительная система.

Но ревизионная комиссия ТСЖ или новый начальник в УК/УО, а бывает и формалист в ТСО. Требует привести документацию на инженерную инфраструктуру МКД, в соответствие с требованиями закона РФ. И если в том есть нужда, внести изменения в договора поставки коммунальных ресурсов.

Примеры:

Нередко встречается случай, когда теплоснабжающая организация (ТСО). Начисляет потери тепловой энергии на участке от внутренней стены здания до узла учета тепловой энергии.

И в сумме платежа за тепло и выставляет их на прямую жителям или УК/ТСЖ (которые должны ухитриться взять их у жителей самостоятельно).

Длинна обычно участка не большая и обходиться не более 1-2 Гкал в месяц, поэтому и терпят.

Но закон четко указывает, что для расчетов применяются только показания узла учета, т.е. снятые(распечатанные) с его вычислителя, без исключений и дополнений.

На моём доме, предприятие передающие тепловую энергию, пошло ещё дальше и считало потери от ближайшего колодца.

И так, лукаво указало в АКТе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (по ответному фланцу), что и ремонт задвижки на Ду 100 “повесило” на ТСЖ.

Решили быстро, просто попросили в письменной форме и они поправили, правда сначала потери вменяли, как указывал выше до узла от стены. Попросил ещё раз, сделали с узла учёта.

Получается в подавляющем большинстве случаев, выставление РСО потребителю потерь по электрической энергии и отоплению – незаконно.

Есть исключения, когда в состав общего имущества принимаются, сети за внешней стеной здания.

Это может быть только в единственном случае!

На основании решения общего собрания собственников.

Есть немного курьёзный пример получения этого согласия “косвенным” путём. Приведу его для понимания сути возникающих вокруг границ споров и трактовок.

Одно ТСЖ, приняло решение о капитальном ремонте участков тепловых сетей, за внешней стеной здания МКД. И провело его. А когда с началом отопительного, им стали на этих участках сетей насчитывать потери. Они не согласились платить и пошли в суд, дошли до верховного. Который, им вполне справедливо пояснил, что раз вы на них проводили капитальный ремонт,то соответственно признали их своими, на “чужих” капитальный ремонт Вы не имел и право проводить.

Иногда ТСО/РСО указывает, что мол как большую проблему технически взять их на баланс. Но это просто чистое “муроводство”, ведь 190 ФЗ указывает четко на этот случай.

Когда ТСО обнаруживает сети без владельца, то сообщает об этом в администрацию МО и они признают их бесхозными.

Затем ТСО берет их на обслуживание (до оформления в законном основании) и соответственно учитывает при расчете своего тарифа.

Ниже пример как бесхозные “на ровном месте” перетекают в “хозные”, точнее обслуживаемые УК. К трубопроводу который без теплоизоляции, рукой не прикоснешься (70-85 градусов цельсия в плюсе).

Граждане в трудной жизненной ситуации греют там себя, воду и питание (недалеко мусорная площадка). Бродячие кошки и собаки жмутся в холода. Такой вид государственной ночлежки.

Который видимо, призван помочь держаться гражданам в ситуациях когда нет средств..

Ясно ведь, легко могли теплоизоляцию изготовить, как коммерческая организация рядом, а нет! О людях думают!!. Хоть и из последних сил, но от чистого золотого сердца.

Есть такая “мулька” при водоотведении (канализация), при которой ссылаясь на правила холодного водоснабжения и водоотведения (в которых граница указано до первого колодца) пытаются там границу установить.

Не вдаваясь в подробности, укажу кратко: – это только для нежилых зданий, а для жилых внешняя стена.

Под итожим: Граница только внешняя стена. Имущество обслуживать (передавать), иное можно только своё(общедомовое), а оно оканчивается на внешней стене.

Кроме случаев принятия иных сетей на основании общего собрания собственников.

И если кто-то просит Вас взять сети на обслуживание или передать третьему лицу, то ему необходимо пояснить, что Ваше только внутри здания, а что дальше Вы не ведаете обратитесь в администрацию МО.

Спасибо за внимание.

Если было интересно поддержите пожалуйста

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/granicy-otvetstvennosti-injenernyh-setei-mkd-gde-nachinaetsia-obscie-i-okanchivaetsia-obscestvennoe-5dc15f1dd7859b00b18fe762

Обязанности, права и ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента . СНиП

За что отвечает водоканал

 

VIII. Обязанности, права и ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента

87. Организация водопроводно – канализационного хозяйства обязана:

обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно – технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно – канализационного хозяйства;

выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации;

заключать с абонентом (заказчиком) договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод с учетом возможности систем водоснабжения и канализации;

обеспечивать выполнение условий договора с абонентом и требований настоящих Правил;

участвовать в приемке в эксплуатацию устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации и узлов учета;

принимать меры по сокращению утечек, потерь и нерационального использования питьевой воды;

проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод;

принимать меры по предотвращению самовольного присоединения к системам водоснабжения и канализации и самовольного пользования ими;

предупреждать абонентов, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о прекращении (ограничении) отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно – технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм;

обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно – канализационного хозяйства;

вносить предложения в органы местного самоуправления о закреплении за абонентами обслуживания мест размещения колодцев с пожарными гидрантами, с очисткой этих мест от мусора, снега и наледи и установкой в зимнее время деревянных конусов над колодцами с пожарными гидрантами, расположенными вне проезжей части улиц;

уведомлять органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях;

обеспечивать абонентов информацией о качестве питьевой воды, тарифах, лимитах водопотребления, мероприятиях по рациональному использованию питьевой воды, сокращению затрат на производство питьевой воды, по приему и очистке сточных вод, об организации приборного учета и настоящих Правилах.

88. Абонент (заказчик) обязан:

своевременно заключать договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;

обеспечивать выполнение условий договора и требований настоящих Правил;

обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно – технических документов;

обеспечивать сохранность пломб на средствах измерений, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других водопроводных устройствах, находящихся на его территории;

обеспечивать учет получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод;

осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно – канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля;

соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил;

своевременно производить оплату организации водопроводно – канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества;

обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно – канализационного хозяйства на узлы учета абонента, а также к контрольным канализационным колодцам для отбора проб;

принимать меры по рациональному использованию питьевой воды, соблюдению лимитов водопотребления и нормативов водоотведения;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения, устанавливать на видных местах соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;

своевременно уведомлять организацию водопроводно – канализационного хозяйства в случае передачи устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации другому собственнику, а также при изменении абонентом реквизитов, правового статуса, организационно – правовой формы;

немедленно уведомлять организацию водопроводно – канализационного хозяйства и местные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточного напора воды в случаях возникновения аварии на водопроводных сетях абонента;

немедленно сообщать организации водопроводно – канализационного хозяйства о всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, которые могут повлечь загрязнение питьевой воды и нанести ущерб здоровью населения, о нарушении работы систем коммунального водоснабжения и (или) канализации либо загрязнении окружающей природной среды;

обеспечить ликвидацию повреждения или неисправности и устранить их последствия;

обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно – канализационного хозяйства к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах и коллекторах, находящихся в хозяйственном ведении организации водопроводно – канализационного хозяйства и проходящих по территории абонента;

предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам только при наличии согласования с организацией водопроводно – канализационного хозяйства;

представлять организации водопроводно – канализационного хозяйства данные о количестве субабонентов и объемах потребляемой ими воды и принятых от них сточных вод и их составе.

89. Организация водопроводно – канализационного хозяйства имеет право:

осуществлять контроль за правильностью учета объемов водопотребления и водоотведения абонентами и субабонентами;

осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод абонентов;

применять меры экономического воздействия за несоблюдение требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором;

прекращать (ограничивать) отпуск абонентам питьевой воды и прием от них сточных вод в случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

отключать без уведомления владельцев самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации;

отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации в случае отсутствия технической возможности;

получать от абонентов необходимые сведения и материалы, относящиеся к их системам водоснабжения и канализации;

требовать возмещения ущерба, причиненного системам коммунального водоснабжения и канализации.

Источник: https://cih.ru/as/n136.html

Как правильно, а главное куда жаловаться на водоканал

За что отвечает водоканал

Водоканал занимается техническим обслуживанием водопроводный сетей. Обычно это структурное подразделение администрации населенного пункта или отдельная организация.

Взаимодействует с абонентами через управляющую компанию.

Куда можно пожаловаться

Водоканал занимается обслуживанием городских водопроводных сетей. Наиболее частые поводы для обращений:

  1. Необоснованное взимание платы за водоснабжение, выставление долга, отказ в перерасчете и списании.
  2. Поставка воды ненадлежащего качества, с посторонними примесями, запахом. Это серьезное нарушение, требующее привлечения специалистов Роспотребнадзора, выяснения причин и установления ущерба окружающей среде. Ответственность возможна вплоть до уголовной.
  3. Неустранение неисправностей в зоне ответственности: длительный ремонт подземных труб, отсутствие крышек на люках.
  4. Отсутствие водоснабжения в течение длительного времени.

Как правило, договор потребитель заключает с УК, а та в свою очередь с предприятием Водоканала. Поэтому при появлении вопросов о водоснабжении, следует выяснить проблемы на уровне управляющей компании (проблемы могут возникнуть внутри дома), а потом переходить с претензиями к поставщику ресурса.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Если на письменное обращение об устранении нарушений не отреагировали (представители Водоканала) или ответили отказом, можно идти в вышестоящие инстанции.

В администрацию

Администрация населенного пункта заинтересована в надлежащем содержании территории города, его коммуникаций, заказывает ремонтные и строительные работ, в том числе водопроводных сетей.

Поэтому при нарушении водоканалом своих обязательств можно пожаловаться в местную администрацию.

Для этого нужно написать заявление в двух экземплярах, где изложить суть обнаруженных нарушений и потребовать их устранения.

Жалобу регистрируют в приемной, оставляя одну из копий у себя, либо пересылают документ по почте.

В жилищную инспекцию

ГЖИ контролирует деятельность предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Недобросовестное выполнение работ водоканалом – прямое нарушение договорных обязательств, в некоторых случаях – несоблюдение прав граждан.

Если жалобы в предыдущие инстанции остались без положительного ответа, можно пожаловаться в ЖИ. Для этого составляют обращение по стандартному образцу и передают его лично или по почте.

ВАЖНО! Государственные органы власти принимают жалобы на своих официальных сайтах, а также через онлайн ресурсы — Госуслуги и РосЖКХ. Там же можно ознакомиться с образцом, примером и получить бланк претензии.

В роспотребнадзор

Это орган государственной власти, который призван контролировать соблюдение санитарных норм и прав потребителей организациями и предприятиями разной направленности. Это инстанция, куда нужно жаловаться на водоканал, если его работники не устранили ямы во дворе после ремонта труб, на люках отсутствуют крышки, а на письменное обращение жильцов ответили отпиской.

Роспотребнадзор организовал горячую линию, куда можно позвонить по телефону 8-800-1000-0004 и бесплатно получить консультацию по интересующему вопросу.

В прокуратуру

Это надзорный орган. Как правило, проблема исчерпывается до обращения туда. Все ранее перечисленные органы власти имеют достаточно полномочий для решения конфликта. В случае халатности должностных лиц, которые не приняли действенных решений, или если работники водоканала не исполняют предписания, можно обратиться к прокурору.

Как написать жалобу

Правила составления рассмотрим на примере администрации и прокуратуры:

  1. В шапке указывается наименование отделения прокуратуры или Ф. И. О. главы администрации.
  2. Далее заявитель пишет свои Ф. И. О. и адрес.
  3. Затем следует название документа – Жалоба.
  4. Основная часть содержит подробное описание сути конфликта: чем водоканал нарушает права граждан, какие работы не закончил. Нужно указать, действия которые предпринимались, чтобы решить спор самостоятельно, в какие инстанции уже обращались.
  5. В конце указывается дата составления документа и подпись.
  6. Приложением послужат переписка с организацией, другими органами власти, фотоматериалы, свидетельские показания.

СКАЧАТЬ образец жалобы

Сроки рассмотрения

В соответствии с действующим законодательством стандартный срок рассмотрения писем граждан составляет 30 дней. Но существуют некоторые нюансы:

  1. Если ответ не требует дополнительных разбирательств или допущенные нарушения устранены в кратчайшие сроки, государственные органы имеют право завершить проверку и ответить на жалобу до истечения 30-дневного периода.
  2. Если для детального разбирательства нужно дополнительное время, то заявителю дается обоснованный ответ о продлении срока проверки. Но этот промежуточный ответ должен быть оформлен в оговоренные законодательством сроки – 30 дней.

Результаты

Разные инстанции обладают неодинаковым кругом полномочий для восстановления прав граждан, нарушенных работниками водоканала.

Администрация – орган местного самоуправления, она не располагает карательными методами наказания. Поэтому чиновники могут только письменно потребовать объяснений и устранения проблем.

ГЖИ обладает широким кругом возможностей, в их числе проверки деятельности организации. По результатам процедуры инспекторы вынесут предписание об устранении нарушений, могут наложить административное взыскание в виде штрафа.

Роспотребнадзор по обоснованной жалобе инициирует внеплановую проверку организации. Будут исследованы правоустанавливающие документы, акты о приемке отремонтированных объектов, расчетные операции. При необходимости будут отобраны пробы воды для анализа. В результате организация получит предписание об устранении нарушений, на должностные лица будет наложен штраф.

Прокуратура оценит не только правомочность действий водоканала, но и полноту и законность работы государственных органов. В результате проверки прокурор вправе возбудить административное дело, наложить штраф. При обнаружении мошенничества дело будет передано в суд.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя! Или опишите ситуацию в форме, ниже:

Источник: https://PoPravu.club/uchrezhdeniya/zhkh/zhaloba-na-vodokanal.html

Водоотведение через ЦСВ: кто очищает сточные воды перед сбросом, тот и

За что отвечает водоканал

Абоненты зачастую сбрасывают в централизованную систему водоотведения (далее — ЦСВ) сточные воды ненормативного качества. Как следствие, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) вынуждена сбрасывать в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов. Кто отвечает за конечное загрязнение водного объекта?

Организация ВКХ не является источником образования сточных вод, которые принимаются в ЦСВ, поскольку:

1) загрязненные сточные воды образуют абоненты ЦСВ;

2) организация ВКХ обращается с поступающими в ЦСВ сточными водами, качество которых, по большому счету, изначально не зависит от самой организации ВКХ;

3) мощность очистных сооружений ЦСВ всегда ограничена, следовательно, качество сбрасываемых в ЦСВ сточных вод напрямую влияет на качество сточных вод, сбрасываемых организацией ВКХ в водный объект.

Кстати

Если бы ситуация обстояла иначе и организации ВКХ гипотетически могли обеспечивать требуемую очистку сточных вод вне зависимости от их исходного качества, то не существовало бы: • нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод; • требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ; • платы абонентов за сверхнормативный сброс;

• платы абонентов за негативное воздействие на ЦСВ.

Учитывая пределы возможностей очистных сооружений и то обстоятельство, что абоненты зачастую сбрасывают в ЦСВ сточные воды ненормативного качества, весьма распространена следующая проблема: организации ВКХ сбрасывают в водные объекты сточные воды с нарушением нормативов допустимых сбросов.

В случае если абоненты сбрасывают в ЦСВ сточные воды, качество которых не соответствует установленным требованиям (это может быть и превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод, и нарушение требований, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения), это затрагивает и нарушает интересы организации ВКХ.

Какие интересы организации ВКХ могут быть нарушены? Прежде всего экономические (хотя велика вероятность наступления для организации ВКХ негативных административно-правовых последствий).

В пределах рассматриваемой темы экономическими интересами организации ВКХ будут являться интересы, связанные с отсутствием необходимости:

• нести затраты на ликвидацию последствий негативного воздействия сточных вод на объекты ЦСВ;

• вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в «сверхлимитном» размере;

• возмещать вред, причиненный окружающей среде (водным объектам).

Для защиты перечисленных экономических интересов организаций ВКХ, а также в целях охраны окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых в водные объекты через ЦСВ, законодателем придуманы специальные механизмы, которые хорошо известны хозяйствующим субъектам.

Механизмы защиты

Первая группа требований, составляющих механизм защиты интересов организации ВКХ, — различные требования к качеству сточных вод.

Далее идут требования о необходимости внесения разных видов платы за нарушение требований к качеству сточных вод.

Также законом предусмотрен компенсационный механизм, возлагающий на абонентов обязанности по возмещению «внештатных издержек» организации ВКХ:

• фактически причиненный ущерб — если сброс сточных вод абонента повлек разрушение конструкций, сооружений и оборудования ЦСВ и нарушение работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений;

• дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод (платы за НВОС), — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект;

• расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного водному объекту, — если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и причинение вреда водному объекту.

Перечень механизмов защиты можно продолжить, но в настоящем материале мы не преследуем цель подробного раскрытия этого вопроса.

Мы лишь пытаемся продемонстрировать следующее:

• организации ВКХ обладают различными инструментами воздействия на абонентов в части регулирования качества сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ;

• закон предполагает, что расходы организации ВКХ, связанные с последствиями сброса в ЦСВ сточных вод ненормативного качества, должны компенсироваться.

Означает ли это, что роль организации ВКХ сводится к минимуму:

• принять сточные воды в ЦСВ;

• проконтролировать их качество;

• очистить, насколько это возможно;

• сбросить в водный объект, не неся ответственность за то, на что организация ВКХ как будто не в силах повлиять?

И организациям ВКХ, и абонентам ЦСВ, и тем более надзорным органам наверняка известно, что это не так. Напомним определение понятия «водоотведение»:

Словарь

Водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ[1].

Организация ВКХ является водопользователем, НВОС которого нормируется и ограничивается разрешительной документацией. А значит, в первую очередь организация ВКХ отвечает за качество сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Всевозможные механизмы воздействия на абонентов ЦСВ придуманы не только для того, чтобы защитить интересы организации ВКХ, но и в природоохранных целях.

Сегодня в Федеральном законе № 416-ФЗ содержится важное указание:

Извлечение
из Федерального закона № 416-ФЗ

Статья 30.2. Исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов […]

4.

Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования[2] инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Однако процитированная норма вступила в силу 01.01.2019. До указанной даты можно было выводить обязанность организации ВКХ по строительству, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению очистных сооружений лишь из общих требований к охране водных объектов, которые должны соблюдаться любыми водопользователями.

Надо сказать, что требования эти на практике подчас обнаруживали свою несостоятельность (несмотря на весьма императивный характер, как, например, у требований, связанных с установлением лимитов на сбросы только при наличии планов снижения сбросов).

Когда же дело доходит до претензий надзорных органов, адресованных организациям ВКХ по вопросу качества сбрасываемых сточных вод, возмещения вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод ненормативного качества, нередко ключевым аргументом в споре организации ВКХ является довод «вины водоканала в нарушении требований к качеству сточных вод и причинении вреда водному объекту нет».

Если точнее и формальнее: отсутствует причинно-следственная связь между действиями организации ВКХ и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Логика основана, в частности, на том, что качество сточных вод не совсем подвластно организации, осуществляющей водоотведение; качество сточных вод — в первую очередь дело рук абонентов (в совокупности и по отдельности). Следовательно, организация ВКХ не должна нести ответственность за причинение вреда водному объекту.

Многие арбитражные суды считают иначе, указывая, что организации, осуществляющие водоотведение, должны обеспечивать очистку сточных вод, а также должны совершенствовать системы очистных сооружений — на то они и организации ВКХ.

Рассмотрим в качестве примера одно из дел.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.11.2019 по делу № А51-8049/2018

Во время проверки, проведенной в отношении водоканала, орган госэконадзора обнаружил, что сточные воды, принимаемые от абонентов и сбрасываемые в водный объект, содержат загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные требования.

Сброс сточных вод в водный объект приводит к нарушению нормативов качества вод в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Водоканал, в числе прочего, настаивал на отсутствии причинно-следственной связи между его действиями и наступившими в результате последствиями в виде ухудшения качества воды в водном объекте.

Однако арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций постановили:

1) факт причинения водному объекту вреда именно водоканалом доказан самим фактом сброса сточных вод в водный объект с превышением ПДК;

2) действия водоканала носят противоправный характер;

3) имеется причинно-следственная связь между неправомерными действиями водоканала и причиненным вредом водному объекту.

Интересно, как арбитражные суды объяснили наличие причинно-следственной связи, а также вины организации ВКХ в причинении вреда водному объекту:

Суд апелляционной инстанции отметил, что предприятие, зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Почвой для этого вывода, на наш взгляд, послужил один из доводов надзорного органа:

[Предприятие — прим.

автора] на протяжении 9 лет, взимая плату с абонентов за предоставление услуг водоотведения, не производит очистку принятых сточных вод, не проводит мероприятия, направленные на нейтрализацию негативного воздействия на окружающую среду. Зная о реальных последствиях и фактическом негативном воздействии на окружающую среду своей хозяйственной деятельности, халатно бездействует, не предпринимая реальных шагов и действий для устранения нарушения природоохранного законодательства.

Таким образом, и надзорный орган, и арбитражные суды фактически признали организацию ВКХ виновной в том, что она ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее функции по водоотведению: прием, транспортировка и, обязательно, очистка сточных вод.

Источник: https://www.profiz.ru/eco/1_2020/abonent_vodokanal/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.