Социально педагогический патронаж семьи

Содержание

Социально педагогический патронаж семьи

Социально педагогический патронаж семьи

В каждой стране обязательно должно быть доступное образование для всех желающих его получить.

Основной целью социального образования, как правило, является удовлетворение потребностей ребенка носящих как социальный, так и правовой характер, активизация всевозможных мер по скорейшей адаптации его как в детском коллективе, так и в семье, где он поводит большую часть своего времени. Так же социальное образование должно в полной мере покрыть потребности ребенка и поспособствовать его развитию, самореализации и достижению поставленных целей.

В нынешнее время семья не всегда может справиться самостоятельно с некоторыми проблемами, которые ее поджидают в современном мире.

Ввиду этого на помощь может прийти социальный педагог, которой в силу своего образования и компетентности в решение подобных вопросов поможет семье справиться с определенными проблемами, решить которые самостоятельно составляет для семьи затруднение. Основной работой педагога является проведение социально – педагогического патронажа над определенной семьей.

Социально – педагогический патронаж понятие относительно новое и рассматривается в основном на уровне образовательного учреждения.

Социально – педагогический патронаж проводится в семьях, преследуя основную цель, являющуюся выявлением основных проблем, решением которых необходимо заняться в ближайшее время.

Задачи проведения социально – педагогического патронажа

  • Изучение особенностей семьи,что носит социальный и психологический характер.
  • Демографическая особенность.
  • Осмотр состояния жилплощади, на которой предполагается проживание ребенка.
  • Проводя анализ полученных данных, определяется дальнейший спектр и направление программ реабилитации социального и педагогического направления.

С какой целью проводится социально – педагогический патронаж

В основе проведения социально – педагогического патронажа предусмотрено:

  • Изучение, в каком психологическом, а так же физическом состоянии находятся члены семьи.
  • Определение характера отношений, что сложились между родителями и ребенком.
  • Рассмотрение степени грамотности родительского воспитания.
  • Помощь ребенку в формировании у него с раннего детства общепринятых целей и ценностей.
  • Проведение воспитательной работы и первичной социализации ребенка.
  • Помощь родителям в формировании педагогической культуры, которая далее будет направленна на воспитание ребенка.
  • Помощь в стабилизации благоприятного микроклимата в семье, над которой проводится социально – педагогический патронаж.

Функции социально – педагогического патронажа

Социально – педагогический патронаж выполняет различные функции, направленные на поддержание семьи и оказание ей необходимой помощи. Основными являются:

  • Работа с целью проведения воспитательной функции, которая в большей мере направленна, на что бы должным образом создать психологическую и педагогическую компетенцию семьи.
  • Социальная и правовая функция, которая предусматривает заботу о семье и ребенке со стороны государственных органов, предоставление семье прав и защиты.
  • Социально – реабилитационная функция, которая заключается в работе с неблагополучными семьями или семьями, в которых пребывают дети – инвалиды. Функция рассчитана на проведение воспитательной, образовательной и попечительской работы, предоставленной этим семьям.

Принципы социально – педагогического патронажа

Существуют главные принципы, которые заложенные в основу проведения социального – педагогического патронажа и заключаются они в следующих пунктах:

  • Предоставление должного внимания проблемам и потребностям каждой семьи, хорошего отношения и уважения ко всем членам семьи, не взирая, на их возраст и социальный статус.
  • Осуществить разграниченный подход к решению проблем каждого с членов семьи, при этом не стоит забывать об особенностях семьи, среды ее обитания и педагогического потенциала. Не стоит забывать об индивидуальном подходе к каждому с членов семьи.
  • Педагог, проводящий социально – педагогический патронаж должен быть компетентен в вопросах, которые ему необходимо решать.

Социально – педагогический патронаж актуально проводить на разных этапах и по мере необходимости в его проведение могут быть задействованные как родительский комитет, так и педагогический совет, совет школы, функционирующий на основе проведения профилактики правонарушений.

Определенную работу по социально – педагогическому патронажу детства могут выполнять еще и классные руководители учебного учреждения, где проходит учебу ребенок, школьные психологи.

Но все же социальный педагог, который проводит патронаж семьи, имеет больше полномочий и возможности оказать необходимую помощь семье, так как находится в тесной взаимосвязи со всеми членами семьи, разрабатывает план по дальнейшей работе с ней, может воспользоваться помощью привлеченных специалистов, учреждений или организаций. Результат работы социального педагога проводящего патронаж над семьей является предоставление защиты интересов и прав ребенка.

Работа социального педагога, что проводит патронаж над определенной семьей, завит еще и от ведомств, криминальной милиции, служб занимающимися делами не совершеннолетних детей, диспансера наркологического характера и множество других. Ввиду этого социальный педагог должен понимать, что налаженный контакт с этими структура в дальнейшем благотворно скажется на патронаже семьи и расширит спектр его работы.

Как видно основная задача педагога социального направления есть предоставление патронажа социально – педагогического характера в семьях которые нуждаются в этом.

Во избежание неприятных ситуаций в семьях и всевозможных вытекающих последствий в современном мире социально – педагогический патронаж просто необходим.

Проведение патронажа сможет предотвратить много проблем в семьях, донести до ведомости родителей и остальных членов семьи правила и нормы обращения с ребенком, его воспитание, развитие, обеспечит получение информации касательно их прав, защиты и помощи, которую можно получить со стороны государства.

Источник: http://www.uhodmed.ru/socialjjno-pedagogicheskij-patronazh-semjji.html

Социально-педагогический патронаж семьи и детей

Социально педагогический патронаж семьи

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социально-педагогический патронаж семьи и детей

fСоциально-педагогический патронаж семьи и детей – это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации.

Социально-педагогический патронаж семей осуществляется на основе наблюдений с целью выявления физического или психологического состояния членов семьи, характера родительско-детских отношений, обеспечение гармоничного семейного воспитания. Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель социальнопедагогического патронажаявляется формирование у ребенка с раннего возраста общечеловеческих ценностей; выполнения воспитательной функции и первичной социализации ребенка формирование педагогической культуры родителей, создание благоприятного семейного микроклимата и укрепление института семьи.

Задачи социального патронажа: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.

Функциями социально-педагогического патронажа семьивыступают: воспитательная (формирование психолого-педагогической компетенции семьи) социально-правовая (заботы государства о семье, детях, в их правовой поддержке и защите) социально-реабилитационная (предусматривает воспитательную, образовательную и определенную попечительскую работу с неблагополучными семьями и семьями группы риска). Специфика патронажакак формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.). Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа: социально – психологический – помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование); * социально – педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция); социально-правовой – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде. Принципы социального патронажа.Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов: системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения; комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. семья социальный психологический

Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов; оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников.

Оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем; * укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры; * приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше, выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде; * уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения).

Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования.

Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам.

Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать.

Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами “реалистичные” требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира.

Открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими; * дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума; адресный характер.

Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих; * взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации; * разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной, жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам; * создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора. Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других. Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий. Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:

1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.

2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.

3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.

4. Контроль над выполнением соглашения.

5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.

6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.

7. Подведение итогов работы.

8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/sociology/00391456_0.html

Патронаж семьи – что это?

Социально педагогический патронаж семьи

Социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо
трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть. Патронаж носит постоянный регулярный характер.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Цели и задачи социального патронажа

Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронаже специалисты различного профиля:

  • комиссия по делам несовершеннолетних,
  • инспектор по делам несовершеннолетних,
  • здравоохранение,
  • образовательные учреждения,
  • специалисты отдела опеки и попечительства.

Задачи социального патронажа:

  • исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи;
  • социальная реабилитация семьи;
  • профилактика социального неблагополучия,
  • предупреждение возможных кризисов.

Специфика патронажа как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход.

Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа:

  • социально-психологический – помощь в решении социальнопсихологических проблем (психодиагностика, психокоррекция,психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);
  • социально-педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психологопедагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция);
  • социально-правовой – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

Принципы социального патронажа

Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:

  • системность. Данный принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;
  • комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;
  • оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем;
  • укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры;
  • приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуаций в семьях и в детской среде;
  • уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;
  • объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;
  • дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;
  • адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенность ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
  • взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;
  • разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;
  • создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы:

  • служения клиенту;
  • учета его личностных, психологических, возрастных и физиологических особенностей;
  • конфиденциальности;
  • открытости для всех нуждающихся;
  • своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы
социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий.

Функции социального патронажа

Служба социального патронажа выполняет следующие функции:

  • изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);
  • комплексное и системное воздействие на ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;
  • обеспечение последующего социального контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана.

Этапы технологии социального патронажа

  • Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
  • Вмешательство патронажной службы и с ее помощью – других социальных служб в семейную ситуацию.
  • Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.

Объект социального патронажа

Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в  жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:

  • тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные привести членов семьи к сильным эмоциональным расстройствам и острым переживаниям, к выбору саморазрушающих форм поведения, таких как попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;
  • резкие изменения внешней социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться, и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.;
  • в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;
  • глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих. Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, – это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.

Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:

  • Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
  • Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.
  • Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
  • Контроль за выполнением соглашения.
  • Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
  • Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
  • Подведение итогов работы.
  • Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.

Изменение мотивации клиентов

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой.

Нежелание быть объектом чьей-то помощи – нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем.

Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального патронажа, как ее подают в научнометодической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска.

Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности.

Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.

Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов.

Чаще всего это психосоциальные методы:

  • подбадривание;
  • мягкая поддержка;
  • откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни;
  • осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба;
  • проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.

Источник: https://opeka-rf.ru/opekunstvo-i-popechitelstvo/patronatnaya-semya/

Патронатная семья: особенности воспитания, документы для оформления, выплаты и льготы

Социально педагогический патронаж семьи

В России функционирует несколько форм устройства ребенка, лишившегося близких родственников и крова: опека, усыновление и патронат. Вы можете усыновить малышей, находящихся в специальной базе сирот. Но есть дети, которые не попали в данный список, но им также остро требуется поддержка взрослых людей. Именно для таких ребят создана особая процедура – патронат.

Патронатная семья, что это такое и какими преимуществами она обладает, в этом необходимо разобраться. Патронатная семья – это опека над детками, осуществляемая по официальному договору (схож с трудовым), является популярной формой устройства малышей, нуждающихся в заботе, внимании. Дети получают и профессиональную поддержку государства и искреннюю любовь взрослых людей.

Патронатное воспитание. Патронатная семья

Патронатное воспитание – современная и набирающая популярность форма устройства детей. Между службой по устройству деток и воспитателями разграничиваются обязанности по развитию малышей. Таким образом, патронатное воспитание сочетает в себе родительскую заботу и особое внимание, заинтересованность подготовленных специалистов:

  • педагогов;
  • психологов;
  • докторов.

Кого могут передать в патронатную семью

Патронатные семьи берут на воспитание: сирот, малышей, родители которых не имеют на них прав.

Кроме того, в такую семью передают человека, родственники которого по состоянию своего самочувствия (ряда заболеваний) не могут за ними осуществлять должный уход.

Если родители уклоняются, по неуважительным причинам, от воспитания малыша, то такого человека также можно отдать в любящую семью, где о нем побеспокоятся.

Кто может стать патронатным воспитателем

В законах субъектов РФ устанавливается круг конкретных лиц, которые имеют возможность стать воспитателями.

Ими могут быть лица, достигшие совершеннолетнего возраста, кроме лиц, которые признаны недееспособными; лиц, которые отстранены от обязанностей усыновителя; лиц, не имеющих возможности по состоянию здоровья выполнять родительские права; лиц, которые не имеют места жительства; лиц, имеющих судимость.

За каждым воспитателем может быть закреплено не больше 5 детей.

Если Вам очень нравится заниматься воспитанием детей, наполнены любовью к малышам, в Вашем доме много свободного места, тогда Вы сможете быть воспитателем.

Права и обязанности воспитателя

Каждый патронатный воспитатель имеет две важные роли: любящий родитель и профессионал по развитию деток. С ним заключается трудовой договор. Данная форма  работы – возможность обрести близких людей всем детям.

Воспитатель несет ответственность за здоровье малыша, его гармоничное развитие, дает все, что только потребуется для полноценной жизни.

Необходимо своевременно обращаться к специалистам служб, получать пособия и отчитываться за потраченные средства.

Отличия от других форм воспитания

Патронатное воспитание – воспитание с помощью подготовленных специалистов педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни.

От государства патронатные семьи получают не только пособия и льготы, но и педагогов, социальных работников. Вы можете взять малыша, которого нельзя усыновить или взять над ним опекунство.

Малообеспеченные, одинокие, люди в возрасте имеют возможность позаботиться о детках.

Преимущества патронатного воспитания

Патронатное воспитание славится  многочисленными преимуществами, на которые стоит обратить внимание. Общегуманитарная ценность семьи – главное достоинство. Готовность маленького человека к жизни со всеми трудностями и заботами – это еще один плюс, который имеет патронатное воспитание.

Воспитателя можно найти рядом с местом жительства малыша, у него будут образовываться социальные связи, ему не придется прощаться с близкими друзьями, любимой и родной атмосферой. Не потребуется специального, особого обучения, для того чтобы адаптироваться к жизни.

Возможность профессиональной самореализации – преимущество данной формы устройства малыша.

Как стать патронатным воспитателем

Будущий патронатный воспитатель должен собрать ряд необходимых документов:

  • Трудовая книжка (копия).
  • Справка о том, что человек не судим.
  • Справка с места, где трудитесь.
  • Справка об отсутствии инфекционных заболеваний.
  • Документ, подтверждающий наличие жилья.

Кроме всего вышеперечисленного, необходимо, конечно, сильное желание помочь маленькому человеку стать намного счастливее. Обратите внимание также на план работы семьи по патронату детей. Грамотно организованная работа включает в себя: воспитательную работу, участие психологов в развитии малыша и его социальной адаптации.

Куда обращаться

Будущие патронатные семьи сначала обращаются в соцзащиту, после этого выполняют ряд предусмотренных законом действий (сбор документации), если проявляют желание позаботиться о бывшем детдомовце. Для того чтобы стать ответственным воспитателем, потребуется встать на учет в опекунском совете. Только после этого, Вам помогут добиться поставленной цели.

Порядок оформления

Если Вы проявили желание быть воспитателем нужно:

  • Собрать ценные документы, для того чтобы встать на учет (паспорт, справка с места, где трудитесь, выписка из домовой книги, медицинская справка, документ из ОВД).
  • После того, как приняли документы, Вас занесут в базу воспитателей.
  • Затем получаете возможность принимать детей из списка патронатной службы.

Напишите заявление для устройства детей в семью, после этого пройдите собеседование. Получите справку о состоянии здоровья, пройдите курс обучения. Потом специалисты посетят Вас, оценят обстановку и помогут найти малыша. Патронажная семья, взявшая малышей, на выходные дни, дарит детям положительные эмоции, теплоту и любовь.

Принятые органом опеки и попечительства решения дают возможность воспитателю полноценно заботиться о детях.

Составление договора

Патронатные семьи должны подписать в обязательном порядке договор с опекунским советом. Там строго прописываются следующие условия:

  • Как грамотно содержать деток.
  • Срок ухода за детьми.
  • Контроль.

Данный договор о патронатном воспитании заключается между соцзащитой, родителями малыша и самим воспитателем.

Выплаты и льготы

В каждом регионе устанавливаются свои выплаты и льготы, которые получают все патронатные семьи. Пособия (Московская обл.):

  • Воспитанник приравнивается к сироте и получает денежные выплаты в размере 3-х заработных плат. За все расходы родители должны отчитываться.
  • За воспитанника получаете по пять тысяч рублей.

Воспитанник будет жить в семье, но числиться в детском доме. Профессионалы знакомятся с условиями жизни и воспитания ребенка переданного Вам, а также контролируют его развитие.

  • В 2008 году вступил в силу Федеральный закон N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Теперь воспитатель является полномочным представителем ребенка, соопекуном, определяет процесс его воспитания, содержания.
  • Проект N 217944-6 устанавливает форму воспитания, оказания помощи детям.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/patronatnaia-semia-osobennosti-vospitaniia-dokumenty-dlia-oformleniia-vyplaty-i-lgoty-5d13b8c8fe26a200aef6581c

Социально-педагогический патронаж семей

Социально педагогический патронаж семьи

Социальный патронаж – это социальная технология, которая предполагает постоянное социальное сопровождение семьи и детей, попавших в особо трудную, кризисную ситуацию, с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, а также позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации и оказывая незамедлительную помощь.

Смысл патронажа состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание ее членов, т.е. сделать все возможное для создания оптимальных условий, позволяющих членам семьи со временем самостоятельно справиться со своими жизненными трудностями и проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.

Диагностические цели социального патронажа предполагают ознакомление с условиями жизни семьи, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций в семье;

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи.

Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей:

кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.);

трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.);

социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.).

К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е. в тех случаях, когда члены семьи не могут самостоятельно решить свои проблемы и трудности, а также справиться с психологическими нагрузками в силу следующих причин:

наличие факторов социального риска, социального нездоровья;

социальная изоляция, замкнутость; ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом, в том числе ближайшим, а также ослабление внутрисемейных связей;

отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и других) для личностного и социального роста либо неумение привести эти ресурсы в действие.

Решение о постановке семьи на социальный патронаж принимается либо организацией, осуществляющей патронажный контроль, либо межведомственной комиссией, которой должны осуществляться и функции контроля.

Координирующей фигурой в проведении патронажа может быть социальный работник или представитель межведомственной комиссии, принявшей решение о постановке семьи на патронаж, который при необходимости вносит коррективы в планы работы с семьей.

Сроки проведения патронажа определяются степенью выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей, получением результата.

Решение о постановке семьи на патронаж должно быть обоснованным и вызванным реальной необходимостью. С данным решением не стоит спешить, поскольку, возможно, семье достаточно оказание консультационных услуг и мер социальной поддержки или проведения отдельных профилактических реабилитационных мероприятий.

Основные виды социального патронажа:

Медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в систематическом и повседневном уходе.

Он включает в себя доставку лекарств и медикаментов, измерение кровяного давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов, уборку, умывание и т.д., т.е.

все то, в чем человек, не способный к самообслуживанию, нуждается в связи с тем состоянием, в котором он находится на данный момент.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи человеку, находящемуся в состоянии социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения, переживающему кризис или стресс, испытывающему затруднения в разрешении конфликтной ситуации.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь родителям и детям, попавшим в особо трудное положение.

Целью социально-педагогического патронажа является: повышение педагогической компетенции родителей, формирование у них положительной мотивации на выход из кризисной ситуации, восстановление детско-родительских отношений, изменение самосознания родителей и детей, отношения к себе и к окружающим, формирование чувства ответственности, т.е. социальной позиции, способствующей их нормальному человеческому развитию.

Собственно социальный патронаж семьи и детей включает в себя следующие действия:

посещение семьи, изучение и прояснение ситуации, произошедшей с семьей;

оказание конкретной (при необходимости – оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленных на решение кризисных проблем;

оказание услуг профилактического характера, имеющих своей целью не только удовлетворение потребностей членов семьи, но и стабилизацию благоприятных перемен и закрепление успехов, а также уменьшение или устранение факторов риска (через обучение, побуждение, посредничество и пр.);

объединение усилий специалистов патронажной службы для решения проблем семьи;

оказание услуг социально-правового характера (юридические консультации, оказание помощи в восстановлении утраченных документов и т.д.), предоставление услуг социально-экономического характера (материальная помощь: выделение единовременного пособия, продуктов питания, одежды, путевок на санаторно-курортное лечение, организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолетних и т.п.).

В зависимости от степени разрешения ситуации, сложившейся в семье, социальный патронаж может быть:

экстренным, например, патронаж семьи в ситуациях, требующих срочного вмешательства;

основным (текущим или регулярным) – патронаж в условиях уличной работы с беспризорными детьми и подростками, патронаж неблагополучной семьи, состоящей на учете у специалиста;

контрольным – патронаж семьи только с контрольной целью, патронаж замещающей семьи (приемной, опекунской (попечительской), патронатной, семейной воспитательной группы (СВГ)) в условиях временного проживания ребенка.

Итак, имеются основные цели социального патронажа, кроме того, возможны целевые установки на каждом этапе патронажа (см. таблицу «Основные этапы социального патронажа»).

Но если говорить о содержании работы специалиста, то задачи патронажа, которые будут способствовать достижению основных целей, будут зависеть от определенной ситуации, сложившейся в конкретной семье: например, специалист посетил неблагополучную семью.

Анализ причин неблагополучия данной семьи показал, что специалисту необходимо решить следующие задачи:

повысить материальное благосостояние семьи;

повысить уровень социальной информированности семьи;

способствовать формированию позитивной мотивации членов семьи на выход из сложной кризисной ситуации;

способствовать восстановлению разрушенных позитивных контактов семьи с социумом; и т.д.

Функции социального патронажа:

Социальный контроль

Социальный контроль присутствует на всех стадиях работы с семьей и заключается в целенаправленном влиянии специалистов на семьи в виде регулирующих, отслеживающих и оценочных действий.

Социально-психологическое воздействие.

Социально-психологическое воздействие представляет собой проникновение одной личности (специалиста) в психику и ситуацию другой личности или семьи и способно внести самые серьезные коррективы в жизненную ситуацию клиентов.

Целью и результатом этого проникновения становятся изменение и перестройка взглядов человека, его мнений, отношений, установок, мотивов, состояний и т.п. При определенных условиях социально-психологическое воздействие способно вызвать позитивную мотивацию в сознании людей.

Социальная помощь и поддержка. Социальная поддержка – одно из базовых направлений социальной защиты населения. Вместе с тем, она может рассматриваться и как функция социального патронажа.

Основные этапы социального патронажа:

1.Подготовительный этап к работе с семьей

2.Вмешательство специалиста в семью

3.Постановка социального диагноза

4. Работа по изменению мотивации клиентов

5.Установление договорных отношений

6. Практическая работа по комплексному решению проблем семьи

7. Оценка эффективности совместных действий специалистов и завершение работы.

Источник: https://studopedia.su/16_15180_sotsialno-pedagogicheskiy-patronazh-semey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.