Санкции как форс-мажор при исполнении госконтрактов и договоров по 223-ФЗ.

Санкции, введенные в связи с известными событиями рядом государств в отношении отраслей российской экономики, могут принести немало проблем субъектам бизнеса, чьей деятельностью является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг российскому государству, федеральным субъектам или муниципальным образованиям.
Рассматриваю ситуацию, когда субъект предпринимательской деятельности, заключив государственный контракт с государственным заказчиком или договор с организацией с подавляющим госучастием, не в состоянии его исполнить из-за ограничений, введенных зарубежными странами. Рассматриваться будут отношения, вытекающие и из федерального закона «О контрактной системе» №44-ФЗ, и из федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ.
Скажу сразу: по состоянию на 04 мая 2022 года проблема неисполнения госзаказов в связи с санкциями не решается каким-то одним определенным способом. Нет единства в понимании, какие нормы нужно применять – то ли гражданские в части прекращения обязательств, то ли гражданские в части освобождения от ответственности, то ли исключительно административные. Предлагаются разные пути решения, но даже подход к пониманию сути и основ не у всех деятелей правилен.

Санкции представляют собой очень сложное системное и разноплановое экономико-правовое явление.
Нет такого одного документа, где четко и понятно санкции расписаны, классифицированы, систематизированы и разъяснены. Наоборот, какие-то одни ограничительные меры могут потянуть за собой появление фактической невозможности, например, ввезти на территорию страны определенные товары. Либо если все-таки возникнет полная невозможность для предпринимателей производить расчеты за рубежом, то вообще-то о функционировании экономики в каком-то правовом поле вообще уже не может идти и речи, на мой взгляд.
Некоторые ограничения вовсе напрямую санкциями не урегулированы, а исходят от субъектов частной предпринимательской зарубежной деятельности по принципу рефлективного (отраженного) действия санкций. Временами имеет место и своя логика иностранных компаний, не сообразующаяся с самими санкциями вообще, а имеющая место исходя из внутреннего видения проблемы и своих представлений о возможном и допустимом.
В любом случае, если импортер больше не ввозит мерседесы, так как производитель не позволяет ему больше этого делать, то и поставщик, имеющий на руках государственный контракт на поставку этих прекрасных автомобилей, не сможет исполнить обязанности должным образом. Даже если такой поставщик и найдет где-нибудь нужное количество нужных моделей автомобилей, то вот техническое и гарантийное обслуживание у официального дилера обеспечить вряд ли сможет. При таких обстоятельствах вообще встает резонный вопрос: «Что есть официальное авторизованное обслуживание, когда тот, кто авторизовывает, вообще запрещает оборот своих товаров?»

К отношениям, возникающим в результате государственных закупок в части обязательств полностью применимо гражданское законодательство и гражданско-правовые формы. Публично-административному влиянию в отношениях по исполнению госконтрактов и договоров по 223-ФЗ не место. Административными инструментами оцениваются только некоторые околодоговорные отношения и факты. В этом практическое единство судов, практиков и законодателя.

Получить консультацию

Отправьте Ваши данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время