Прокуратура надзор за полицией

Прокурорский надзор за деятельностью полиции

Прокуратура надзор за полицией

Определение 1

Прокурорский надзор за деятельностью полиции – это надзор, который осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры за исполнением полицией законов (ФЗ ст. 52).

Прокурорский надзор – это совокупность положений, взаимосвязанных между собой и носящих методический, правовой, общетеоретический характер, раскрывающийся в определении целей, задач, предмета прокурорского надзора, его содержательности и функциональности деятельности прокуратуры по обеспечению безопасности, то есть правопорядка и законности.

Определение 2

Прокуратура – государственный орган, стоящий на защите законных интересов страны, прав и свобод гражданина и человека.

Основные задачи прокурорского надзора выделяются, исходя из практического и научного подхода.

Группы задач прокурорского надзора:

  • общие – определяются Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, преследуют задачу укрепления законности, охране от различных посягательств;
  • специальные – их содержание и объем определяются направлениями прокурорского надзора, относятся к общим задачам, внося конкретику в их решения;
  • частные – различаются в зависимости от вида применяемого средства, конкретных условий, в которых реализуется прокурорский надзор (например, своевременное получение информации о нарушении закона, затребование для проверки материалов, опротестование решений и незаконных приговоров суда и т. д.

Вся деятельность прокуратуры направлена на достижение результата в решении частных задач, важнейшей из которых выступает прокурорский надзор.

В последнее время законодательные органы пересмотрели направления деятельности полиции, в частности, к ним относятся:

  • регулирование миграционной политики;
  • контроль за оборотом оружия, иностранными гражданами;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • вопросы лицензионно-разрешительных работ;
  • пресечение коррупции;
  • вопросы дорожной безопасности, выдача водительских удостоверений и т. д.

По всем этим направлениям органы прокуратуры должны осуществлять надзорно-контрольные функции. Полиция РФ выступает главным субъектом обеспечения исполнения политики государства в сфере безопасности и правопорядка.

Прокурорский надзор, контролирующий деятельность полиции, является особой разновидностью полномочий прокурора для обеспечения верховенства законов.

Прокурорский надзор должен контролировать и обеспечивать соблюдение Конституции и других законов сотрудниками органов внутренних дел.

Реализуя прокурорский надзор, органы прокуратуры не должны дублировать функции органов полиции. Прокурорский надзор определяется применением актов прокурорского реагирования, вынесенных в результате проведенных проверок по поводу поступивших заявлений, обращений, жалоб граждан или юридических лиц на противоправные действия полиции.

Обжалование действий (бездействий) полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, которые нарушали права и законные интересы муниципального и государственного органа, религиозной или другой организации, общественного объединения, гражданина, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, в органы прокуратуры РФ или в суд.

Обжалование незаконных действий полиции – наиболее важный способ защиты прав и свобод граждан, других субъектов, восстановления нарушенных интересов; эффективное средство укрепления в деятельности полиции законности, борьбы с бюрократизмом и должностными злоупотреблениями и др.

Предметом обжалования в прокуратуре – действия (бездействие) сотрудников полиции, в результате чего нарушаются права и свободы субъектов, имеются препятствия для их реализации, когда в отношении субъекта незаконно возложена обязанность или он привлечен к ответственности.

Порядок рассмотрения и приема обращений граждан происходит в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ.

Прокурор для реализации основных полномочий по прокурорскому надзору имеет право свободно находится в помещения и на территории в органах полиции, истребовать документы и материалы, относящиеся к вопросам прокурорской проверки, требование объяснений от граждан и должностных лиц полиции по факту нарушения законности.

Прокурор, при установлении нарушения законности, возбуждает производство о правонарушении с последующим привлечение к ответственности нарушивших закон лиц, выносит постановление об освобождении лиц, подвергнутых незаконному задержанию несудебных органов; запрещает отдельные правовые акты, обращается в арбитражный суд или в суд с требованием признать данные акты недействительными; вносит представление об удалении и устранении нарушений закона.

В отношении сотрудников полиции чаще всего применяются следующие акты прокурорского реагирования:

  1. Рассмотрение протеста прокурора (заместителя) осуществляется в течение 10 дней после его поступления. В случае необходимости прокурор имеет право сократить срок рассмотрения протеста.
  2. Представление об устранении нарушений вносится прокурором в орган, уполномоченный устранить допущенные нарушения. Срок устранения нарушений устанавливается в течение одного месяца.
  3. Уполномоченные органы обязаны в течение месяца со дня внесения представления предпринять меры по устранению нарушений закона, а также им способствующих условий и причин.
  4. Вынесение прокурором мотивированного постановления о возбуждении производства о правонарушении, подлежащего рассмотрению должным уполномоченным органом (должностным лицом) в установленный законом срок.
  5. Прокурор выносит предупреждение о недопустимости нарушения закона для предотвращения свершения правонарушений должностными лицами полиции, при получении информации о предстоящих противоправных деяниях.

В уголовно-применительной практике прокурорский надзор является одной из составляющих функции прокуратуры. Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 37) определяет главные полномочия прокурора в процессе осуществления уголовного преследования.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prokurorskiy_nadzor_za_deyatelnostyu_policii/

Компетенция органов прокуратуры – Прокуратура города Москвы

Прокуратура надзор за полицией

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.

2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации среди прочих возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня.

В компетенцию прокурора города Москвы, как прокурора субъекта Российской Федерации, входит рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина государственными органами (учреждениями) города Москвы.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Источник: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/rabota-s-obrashenijami/kompetencija-organov-prokuraturi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.