Как обжаловать административное постановление. Часть 2

7.              Не было ли оснований прекратить производство по делу об административном правонарушении по малозначительности?
Статья 2.9 КоАП РФ устанавливает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Содержание малозначительного административного правонарушения конкретизируется с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. То есть из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Тем не менее согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, «с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ». По данной позиции некоторые административные правонарушения исходя из самого состава не могут быть признаны малозначительными невзирая на конкретные обстоятельства их совершения.
Чаще всего малозначительными признаются только административные правонарушения, не повлекшие опасных последствий, причинения вреда другим лицам. Достаточно часто малозначительными судами признаются административные правонарушения, в которых значимость совершенных деяний можно оценить в количественных показателях, и эти количественные показатели невелики.

8.              Не нарушены ли процедуры по привлечению к административной ответственности?
Процедуры по привлечению к административной ответственности регламентированы КоАП РФ и предусматривают по общему правилу следующие этапы: выявление события правонарушения – возбуждение дела об административном правонарушении – иногда проводится административное расследование – направление протокола и материалов в орган, должностному лицу или в суд для рассмотрения – вступление постановления в силу. В некоторых предусмотренных КоАП РФ случаях производство по делу об административном правонарушении осуществляется без составления протокола.
Так или иначе в ходе производства по делу возможны различные нарушения предписаний закона о его должном ходе.
К таковым можно отнести ненадлежащее извещение или неизвещение о месте и времени составления протокола (когда он составляется или когда он составляется не на месте выявления события правонарушения), о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Если привлечение к административной ответственности было произведено в отсутствие привлекаемого лица, при этом нет доказательств его надлежащего извещения (например рассмотрели дело, составили протокол в отсутствие привлекаемого лица и доказательств надлежащего извещения) то такой протокол не может быть положен в основу доказывания виновности, а постановление, вынесенное в отсутствие неизвещённого, лица подлежит отмене.
Если не был вручен или направлен протокол, об этом нет подписи лица, в отношении которого ведется производство, или нет доказательств направления – это тоже серьезное процедурное нарушение.
Дефекты процедуры привлечения лица к административной ответственности могут выражаться в нарушении прав привлекаемого лица, тогда как законом предписано наоборот их соблюсти. Например, неознакомление лица, в отношении которого ведется производство, при составлении протокола с правами на практике ведет к признанию такого протокола недопустимым доказательством. Если при рассмотрении дела этот момент упущен из виду, то необходимо обжаловать постановление.
Нарушение таких прав, как право на защиту, право давать объяснения, право заявлять ходатайства и отводы, право предоставлять доказательства с учетом степени влияния таких нарушений на принятое решение тоже вполне могут выступить основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Внимание также следует уделить вопросу, надлежащее ли лицо составило административный протокол, а также надлежащий ли субъект рассмотрел дело и вынес постановление.
Стоит отметить, что в некоторых случаях назначение административного наказания осуществляется без составления протокола. Так в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении.
В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, если в протоколе отсутствуют подписи об ознакомлении с правами, в деле нет доказательств вручения или направления протокола, а также нет доказательств извещения, что привело к рассмотрению дела в отсутствие привлекаемого лица, имеются неразрешенные ходатайства – необходимо подавать жалобу с указанием данных обстоятельств.

9.              Правильный ли применен закон и не отменен ли он? Нет ли вступившего в силу закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение?
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Все это означает, что применяться должны действующие нормы, но, если в законы, примененные в конкретном деле, вносились изменения, включая их отмену, то обратную силу имеют благоприятные для лица, в отношении которого ведется производство.
То есть при нарушении данных условий есть основания для обжалования постановления. Основания для обжалования также есть, если законы изменились в более благоприятную сторону, а наказание еще не исполнено.

10.              Не вменено ли нарушение за несоблюдение пока еще неотмененного акта, вступившего в силу до 2020 года, которое разрешили не соблюдать с 2021 года по принципу «регуляторной гильотины»?
Достаточно новым основанием, препятствующим производству по делу об административном правонарушении, является  совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Это так называемая «регуляторная гильотина». Суть ее в следующем.  Государство планирует постепенно отменить некоторые нормативные акты, в которых содержатся требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Данные обязательные требования связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Государство пришло к тому, что не все они соответствуют современным требованиям экономических отношений, и проверка их исполнения на текущий момент носит скорее формальный характер.
Неотмененные акты, вступившие в силу до 2020 года, государство, в связи с этим разрешило не соблюдать с 2021 года. Однако Правительство РФ опубликовало перечень документов, которые по-прежнему обязательны.
Таким образом, если имело место привлечение к административной ответственности за неисполнение или неправильное исполнение обязательных требований в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, необходимо оценить не должны ли были при рассмотрении применить принцип «регуляторной гильотины» и прекратить производство по административному делу. Если это основание незаконно не было применено – необходимо подавать жалобу.

11.              Доказаны ли обстоятельства, на основании которых вынесено решение?
При рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административном правонарушении производство по делу может быть также прекращено по специальному процессуальному основанию — недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).
Это основание соотносится с правилом о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Фактически здесь идет речь о необоснованности вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности, так как решение было принято при недостаточных основаниях или недоказанных основаниях. Поэтому и указанием в жалобе помимо незаконности постановления будет еще и необоснованность.
Применяя данную норму, судьи как правило, не делают вывода, что состав административного правонарушения отсутствует, ограничиваясь формулировкой о невозможности прийти к безусловному выводу о том, что наличие состава административного правонарушения является доказанным.
При производстве по административному делу в основу постановления могут быть положены достоверные и допустимые доказательства, при этом доказательств должно быть достаточно для принятия решения.
Достоверность доказательств — это качество доказательства, характеризующее точность, правильность отражения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Достоверным может быть то доказательство, которое содержит правдивую информацию о действительности. Недостоверное доказательство не позволяет установить или опровергнуть обстоятельства дела.
Допустимым доказательством может считаться только такое, которое получено без нарушений закона.
Достаточность доказательств означает, что их совокупностью однозначно устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию, устраняются имеющиеся сомнения, предоставляется возможность разрешить дело.
Дефект по любому из этих качеств доказательственной стороны производства по делу или совокупность таких дефектов могут быть основанием для обжалования.
Данное основание смежно с основаниями, указанными в других пунктах настоящего алгоритма. Например, нарушение прав, освещенное в 8 пункте, ведет на практике зачастую к признанию доказательства, например протокола, недопустимым.
Недоказанность в практике находит выражение в четырех ситуациях:
1) отсутствие в деле достоверных и допустимых прямых доказательств события правонарушения и/или виновности данного лица в его совершении, при наличии противоречий между косвенными доказательствами;
2) отсутствие обязательного (необходимого) для данного дела обвинительного (изобличительного) доказательства либо наличие оснований для признания его недостоверным или недопустимым;
3) наличие неопровергнутых доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые служат основаниями прекращения производства по делу об административном правонарушении;
4) наличие неустраненных противоречий между обвинительными и оправдательными доказательствами.
Таким образом, если событие правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу, не подкреплены однозначными доказательствами в деле – необходимо подавать жалобу на незаконное и необоснованное постановление. При этом желательно укрепить позицию доказательствами защиты.

12.              Не было ли специальных оснований для освобождения от административной ответственности?
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том числе в случае освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.
Речь идет о специальных основаниях для освобождения от административной ответственности, которые предусмотрены за некоторые правонарушения и связаны с предусмотренными в примечаниях статей обстоятельствами.
Например, лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за их незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта.
Данные обстоятельства при их наличии принимаются во внимание не по усмотрению лиц, рассматривающих дела по административным правонарушениям, а в обязательном порядке и влекут прекращение производства на стадии рассмотрения дела.
Тем не менее, иногда при вынесении постановления данные обстоятельства выбывают из вида ввиду ложного вывода о недоказанности либо невнимательности должностных лиц и судей.
Если такие обстоятельства не были учтены, однако в событии правонарушения имели место, а также имеются способы доказать их наличие – необходимо подавать жалобу, дело будет прекращено.

13.              Учтены ли все смягчающие обстоятельства?
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Кроме того, данный перечень не является исчерпывающим и могут быть признаны смягчающими другие обстоятельства. Также некоторые смягчающие обстоятельства предусмотрены в статьях раздела 2 КоАП РФ по конкретным видам правонарушений.
Игнорирование наличия смягчающих обстоятельств ведет к назначению более сурового наказания, чем могло бы быть справедливо назначено. Поэтому, если в постановлении о привлечении к административной ответственности не упомянуты в качестве смягчающих обстоятельства, которые должны быть приняты в качестве таковых – необходимо подавать жалобу. Просить следует учесть смягчающие обстоятельства и назначить более мягкое наказание.
Наличие обстоятельств и их статус как смягчающих лучше обосновывать в жалобе и доказывать несмотря на то, что они должны были быть установлены судом, должностным лицом или органом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получить консультацию

Отправьте Ваши данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время