Как обжаловать административное постановление. Часть 1

Настоящий алгоритм представляет собой мой обычный порядок оценки законности и обоснованности постановлений о привлечении к административной ответственности. Его я использую в практике абсолютно по любым видам правонарушений.
Он достаточно сложен, но едва ли возможно изложить его проще.
По крайней мере, используя его, внимательно вникнув и применив каждый пункт, вероятно, у читателя отпадет необходимость привлекать юриста по конкретному вопросу. Кому-то он поможет предварительно оценить перспективы и необходимость обращения к юристу.
Конечно же в этом алгоритме изложены не все методы по обжалованию, на отражение всех методов могут уйти годы анализа и написания объемной работы.
Однако основные нюансы в алгоритме отражены.

Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Данный срок, в случае его пропуска, по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Копия постановления либо вручается под расписку, либо направляется заказным письмом с уведомлением, а экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Постановление, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Постановление, вынесенное коллегиальным органом, может быть обжаловано в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.
Постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.
Решение суда, вынесенное по жалобе на постановление должностного лица или органа по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, Верховный Суд Российской Федерации.

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях не оплачивается государственной пошлиной.

В рамках рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
Необходимо решить, имеются ли основания для обжалования, так как перспектива отмены постановления всецело зависит от их наличия.
Для этого все обстоятельства дела, основания для привлечения к ответственности, процессуальные документы необходимо соотнести с содержанием пунктов ниже. Дефекты в производстве по делу об административном правонарушении хотя бы по одному из пунктов являются основанием для отмены постановления.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Если в результате применения данного алгоритма выявились основания для обжалования, необходимо подготовить жалобу, в которой изложить все доводы и основания и направить ее.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Если административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, то жалоба на постановление по такому делу может быть подана в электронной форме. Такая жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной либо простой электронной подписью. Ее ключ должен быть получен через портал госуслуг либо посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда. Однако направление в суд жалобы в электронной форме возможно, только если у суда есть техническая возможность ее.
Копия решения по жалобе в указанном случае может быть направлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, через портал госуслуг в течение трех дней со дня вынесения решения.
1.              Не нарушены ли сроки давности привлечения к административной ответственности?
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Однако этой же частью для некоторых видов правонарушений в зависимости от родового объекта, на который они посягают, установлены исключения из данного правила.
Так предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности в 1 год, 2 года, 3 года и 6 лет.
Истечение установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий. Вынесенное по каким-то причинам постановление о привлечении к административной ответственности за рамками указанных сроков подлежит отмене, а производство – прекращению.

2.              Не был ли издан акт амнистии, если таковым было устранено применение административного наказания?
Амнистия является не только уголовно-правовым основанием освобождения от ответственности, наказания и их правовых последствий. Как правовое явление амнистия имеет конституционное происхождение. Поэтому амнистия может носить любой характер, в том числе затрагивать последствия производства по административному делу в части устранения применения наказания. На самом деле, думаю, что амнистией может устраняться не только применение наказания, но и определяться судьба иных правовых явлений и юридических последствий. Просто амнистия, устраняющая применение наказания, названа в качестве одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Амнистия является конституционным полномочием Государственной Думы РФ, которая обладает исключительным правом ее объявления.

3.              Имеет ли место событие правонарушения? (вообще не было, нет противоправности, не установлены обязательные элементы – место, время, способ?
Как было указано выше по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе наличие события административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует событие административного правонарушения.
На самом деле, если отсутствуют достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, то административное дело не может даже возбуждаться.
Что же из себя представляет событие правонарушения?
Законодательство не дает определения события административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Анализ норм, а также указанных признаков административного правонарушения позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения — это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения — это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
Отсутствие события административного правонарушения в практике может выражаться:
·               В отсутствии самого факта действия или бездействия. Например, гражданина привлекли к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора, а привлеченный гражданин на самом деле находился в другом городе, или в указанном месте нет светофора.
·               Действие или бездействие действительно имело место, но при этом противоправность отсутствует. То есть никакие запреты или предписания нарушены на самом деле не были, хотя некоторая видимость нарушения присутствовала, либо вообще при видимости противоправности, запретов или предписаний попросту не было, так как они не порождали никаких обязанностей у привлеченного лица. Например, по статье 20.25 КоАП РФ гражданина привлекли к ответственности за неисполнение обязанности по оплате административного штрафа. При этом не учли, что постановление, по которому вменяли обязанность, было отменено.
·               В не установлении обстоятельств, указывающих на событие правонарушения. Часто в протоколе не указываются обязательные элементы события правонарушения, такие как время, место, способ совершения правонарушения и другие обстоятельства совершения правонарушения. В отсутствие установления данных элементов привлечь к административной ответственности нельзя.
4.              Не вменяется ли по уже рассмотренному событию?
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При этом следует помнить, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, а при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, если по какому-то недоразумению лицо привлечено к ответственности дважды или по факту, по которому было возбуждено уголовное дело, это основание для отмены постановления и прекращения производства по делу.
5.              Имеется ли состав правонарушения?
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.
К элементам состава административного правонарушения относятся:
·               Объект. Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения;
·               Объективная сторона. Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном противоправным действии (бездействии) лица, которое влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.
При этом с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно подразделить на формальные (когда факт совершения правонарушения определяется независимо от того, наступили вредные последствия или нет) и материальные (когда при совершении административного правонарушения указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними)
·               Субъект. Под субъектом административного правонарушения понимается праводееспособное лицо, совершившее правонарушение, которое влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность. Субъектами административной ответственности могут являться физические лица, юридические лица, должностные лица.
Физические лица признаются субъектами административной ответственности в случае, если к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Для того чтобы считаться субъектом правонарушения, предусмотренного нормой той или иной главы КоАП РФ имеются дополнительные требования.
Например, при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.
В случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства.
В качестве самостоятельного субъекта административной ответственности законодательство об административных правонарушениях рассматривает юридическое лицо. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ)
·               субъективная сторона. Субъективную сторону административного правонарушения характеризует вина — психическое отношение физического лица к совершаемому им противоправному действию (бездействию) и обусловленному им результату.
Кроме того, к элементам субъективной стороны правонарушения относятся мотивы и цели деяния.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выделяются 2 формы вины:
1) умысел (прямой или косвенный). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
2) неосторожность (самонадеянность или небрежность). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
При этом в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ отдельно отмечено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие данной возможности всегда анализируется судами при рассмотрении дел в отношении юридических лиц.
Отсутствие состава административного правонарушения свидетельствует о том, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствовал хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав административного правонарушения.
Таким образом, в рамках оценки перспективы обжалования постановления необходимо разобраться установлен ли объект посягательства и если да, то правильно ли, правильно ли описаны все внешние проявления деяния, установлены ли вредные последствия и причинная связь между последствиями и действием (бездействием), когда это необходимо, а также свидетельствует ли такое действие (бездействие) о нарушении, по всем ли признакам привлеченное лицо подходит под критерии субъекта в рамках конкретного правонарушения (возможно какие-то признаки при рассмотрении дела не учли), а также было ли деяние совершено действительно виновно.
Ситуации, в которых фиксируется отсутствие состава административного правонарушения, могут быть разными. Отсутствие объекта обычно констатируется одновременно с отсутствием объективной стороны правонарушения, вместе с тем отсутствие лишь объекта также влечет прекращение производства по делу. Зачастую при оценке времени, места, способа совершения деяния, наступивших последствий и иных значимых обстоятельств не усматриваются признаки объективной стороны правонарушения, описанные в инкриминируемой норме КоАП РФ. Приходя к выводу, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не является субъектом административного правонарушения, суды также прекращают производство по делу. По многим делам встает вопрос о наличии субъективной стороны. В частности, состав административного правонарушения отсутствует при неустановлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения.
6.              Не имела ли место крайняя необходимость?
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если действия лица совершены в состоянии крайней необходимости.
Лицо может действовать в состоянии крайней необходимости при наличии и доказанности существования одновременно трех совокупных условий: существование реальной, а не мнимой либо предположительной опасности правам и законным интересам; доказанность невозможности устранения такой опасности иными средствами, которые лицо фактически предпринимало для устранения опасности; доказанность меньшей значительности причиненного вреда по сравнению с предотвращенным вредом.
Обязанность доказывания вынужденного совершения противоправных действий в состоянии крайней необходимости лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности.
То есть необходимо оценить ситуацию и если крайняя необходимость имела место, а также имеются способы это доказать, то следует подавать жалобу
Например, было отменено постановление, которым гражданин был привлечен к административной ответственности за стрельбу из оружия в населенном пункте. Суд не принял во внимание, что выстрел был произведен в дикую лису, которая пришла в деревню днем и вступила в драку с собакой. У гражданина были все основания полагать, что лиса бешеная, это подтвердила и соответствующая служба, было доказано, что выстрел – единственный способ устранения опасности в этой конкретной ситуации, и очевидно, что значительность вреда формальным нарушением правил гораздо ниже жизни и здоровья людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Получить консультацию

Отправьте Ваши данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время